Традиционный деревянный дом

В глубокой древности человек чувствовал себя неотделимой частью природного окружения. Отсюда желание к гармоничному сосуществованию с природой. Глядя на дома наших предков, у нас не вызывает никаких вопросов форма, высота или материал покрытия крыши. Не важно -  жилой дом или хозяйственная постройка - их форма гармонично вписана в ландшафт и с любовью дополнена деталями. Чаще всего это проявлялось в формах гребня (скрещенные вверху страхи), которые имели вид бычьих рогов и смотрели в разные стороны, оберегая дом от злых духов; в отделке фронтонов (чаще всего - солнце с лучами); в украшении окон резьбой.

Продолжительный, многосоставный обряд сопровождавший строительство дома состоял из 3х основных этапов: закладка дома, его возведение и наконец заселение.

Одним из важнейших аспектов, которые следовало учитывать при строительстве дома, выбор места для возведения жилища. Каждый хозяин основательно выбирал место для строительства своего дома. На это место ставили кувшин и опускали туда паука. Если паук за ночь сплетал паутину, то тут можно было строить дом. Никогда не брали для строительства поваленные бурей деревья. 

Наиболее благоприятным временем заготовки древесины для строительства дома считается период конца зимы и начала весны (февраль, март) когда в деревьях практически остановлено сокодвижение. Следовательно, дерево, срубленное в этот период, дольше и лучше сохранится.

В абсолютном большинстве случаев жильё строилось из круглых очищенных от коры брёвен.

В Беларуси придерживались правила « без Троицы дом не строится». Вместе с тем считалось, что до весеннего дня поминовения предков – землю трогать нельзя. Поэтому наиболее подходящим временем закладки дома был период между Радуницей (9й день пасхи) и Троицей (49й день пасхи).

В первый день строительства дома связывали только один венец.  После этого – основание дома в бревне, находящемся в красном углу – высекали небольшое углубление, чтоб положить туда традиционные обереги. В одном случае это были монеты и небольшой клочок овечьей шерсти, в другом – ставили сосуд с крещенской водой, а рядом насыпали горстку пшеницы (в некоторых регионах клали кусочек чёрного хлеба или пасхального пирога).

После этого строительство приостанавливалось. Первый венец сруба должен был переночевать.

Повсеместно использовался характерный для восточных славян способ закрепления венцов хаты в «русский угол». Для утепления хата «имшилась» (между венцами клался мох или кострица), пазы брусьев замазывались глиной.

Прежде чем начать строительство дома, нужно было определиться с тем кругом людей, которые будут возводить сруб. К ним предъявлялись особые требования. Они не должны были допускать никакого стачивания, нельзя было бить по бревну обухом или оставить топор, вбитый острием в полено.

Для того чтобы задобрить плотников, их сразу же, по окончании связывания первого венца, обильно угощали. 

Жизненное пространство дома состояло из 12 венков. Деревянный сруб замыкал 13 венок, который находился уже над уровнем потолка, выходил за рамки жилищного пространства.

Далее исключительно важным моментом в строительстве была укладка одной или двух балок(матица, брус, сволок), на которые крепится потолок.

Укладкой матицы и тринадцатого венка завершалось возведение сруба. После этого переходили к заключительному этапу строительства дома – возведению крыши.

Крыши делались двух, трех и четырехскатные и покрывались соломой, камышом, деревом (щепой, щепоть, гонтом, досками). Пол в доме в древности был земляной и глинобитный, позже - деревянный. Около входной двери сооружалось крыльцо, позже - веранда.

Возведение крыши означало, что строительство дома завершено.

По окончании строительства крыши хозяева накрывали богатый праздничный стол, за который приглашали плотников, родственников и соседей.  

Накануне новоселья в новый дом через окно запускали петуха, когда он пел, то это был хороший знак. Первым в дом заходил хозяин, который нес горшок с углями, потом - хозяйка с иконой, остальные несли имущество, в первую очередь - стол. Хозяин обносили горшок вдоль стен, останавливаясь в каждом углу, ставил горшок на припечек и сразу зажигал печь.

Порог обычно делали высоким, защищая от холода игравших на полу детишек. Около дверей, в углу, стояла печь, занимавшая почти пятую часть всей площади. На против неё был бабий кут, хозяйственный угол, где готовили еду, хранили посуду. По диагонали от печи находился красный угол – наиболее почётное место в хате. Тут стоял стол, а в доль стен – широкие лавы, на стене висели иконы, обычно покрытые ручниками. Спали домочадцы на полатях, которые могли быть и двухъярусными. Нижний ярус — для пожилых членов семьи, верхний — для молодых. Самые маленькие отдыхали в люльке, подвешенной к потолку, а днем играли в специальном манежике. Полати делались из досок, сверху лежал тюфяк, набитый соломой, и льняные покрывала.

На сегодняшний день у всех у нас одинаковые требования к жилью: комфорт, тепло, красота. Те же требования были и у людей, которые жили в этих домах.

Время идёт, меняется образ жизни. Однако остаётся опыт использования местных, природных материалов для создания комфортного и правильного для нашего климата деревянного дома. 

«Шукаем сцежак невядомых, Чужыя топчам бальшакі.
А песні нас чакаюць дома
Ля цёплай матчынай шчакі».

Дом  в д. Юхновка. Архитектор Иван Амосов

04.10.2016

ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ

УЛ. МЕЛЕЖА 5, КОРПУС 2
МИНСК, БЕЛАРУСЬ

ЗВОНИТЕ НАМ

+375293115115ИВАН
+375447510101ЯНА

НАПИШИТЕ НАМ